Какую CMS выбрать?


Любой web-сайт - это в первую очередь код. Править его "на живую - задача не всегда простая, поэтому были созданы программы управления содержимым сайта CMS (Content Management System), которые значительно облегчили процесс создания и редактирования веб-ресурсов.

Существует великое множество разных CMS, которых в народе также называют “движком сайта”. Они бывают бесплатными, платными, самописными. Перечислим несколько самых популярных среди бесплатных: WordPress, Joomla, Drupal, OpenCart, Magento, MODx и другие. Среди платных: 1С-Битрикс, NetCat, Umi, Amiro, CS-Cart, DLE и другие. Касаемо самописным систем - каждый разработчик предложит что-то свое, индивидуальное или индивидуально переработанное.

Чтобы разобраться, какая система лучше в том или ином случае, мы сфокусируемся на потребностях, рассмотрим плюсы и минусы разных CMS, что позволит вам сделать правильный выбор для своего сайта.

Так ли нужны CMS-системы? Можно ли обойтись без них?

Разумеется, можно. Особенно если речь идет об одностраничнике или статичном ресурсе, информация на котором практически не изменяется. Поменять текст или вставить скрипт посильно даже не профессиональному вебмастеру, а любому заинтересованному в результате человеку. Все материалы легко найти в поисковиках и даже посмотреть видео на заданную тему. Однако далеко не всем удобен данный формат работы, а в случае многостраничного web-проекта с частым пополнением контента, использованием CMS не брезгуют даже знатоки HTML&CSS.

Все-таки, большинство сайтов используют систему управления содержимым веб-ресурса, так как на это есть несколько весомых причин:

  • Каждый “смертный”, у кого есть доступ к панели администратора CMS, может изменять информацию на сайте. Для этого не надо обладать сверх способностями и знаниями основ программирования. Конечно, некоторые системы более сложные для использования, но в большинстве случаев все интуитивно понятно.
  • Благодаря плагинам (специальным дополнениям к CMS для расширения и добавления определенного функционала) можно решать такие вопросы, как кэширование и оптимизация скорости загрузки страниц, настройка редиректов, добавление мультиязычности, формирование ЧПУ-ссылок и многое другое для простого наращивания возможностей сайта.
  • CMS можно интегрировать с бухгалтерскими программами, системами приема платежей и прочими полезными сервисами. В каждом отдельном случае нужно узнавать эти возможности для выбранной системы управления.
  • Системы постоянно обновляются, создаются новые более удобные и безопасные условия для работы.
  • Возможность создать сайт на базе шаблона без знаний основ программирования и навыков дизайнера. Придется потратить какое-то время, чтобы разобраться в последовательности действий, получить много опыта и гордиться собой, создав сайт своими руками.

Как и у всего в этом мире, у CMS-систем есть и свои минусы:

  • Они замедляют загрузку сайта по сравнению с работой чистого html-кода. Вопрос решается установкой специализированных плагинов, оптимизацией изображений, минимизацией кода и css, созданием AMP-страниц и так далее.
  • Популярные бесплатные CMS, как WordPress и Joomla часто подвергаются проверкам на уязвимости со стороны злоумышленников. Обнаружив новую возможность для атаки, роботы могут взломать сайт и разместить там вредоносный код, нежелательные ссылки или поменять ваш контент на свой. Вопрос решается своевременным обновлением версии движка, установкой двукратной аутентификации, периодической проверкой сайта на вирусы, наличием свежих бэкапов.

Можно написать CMS самому если уметь, можно воспользоваться конструкторами сайтов, которых сегодня стало очень много. Но если создавать полноценный интернет-ресурс, а не одностраничник на период акции или сбора заявок на мероприятие, с серьезными намерениями, который будет регулярно пополняться новыми страницами или каталогами товаров, система управления содержимым сайта будет незаменимым помощником.

Самописная платная или бесплатная CMS

Быстро рассмотрим их различия, преимущества, потенциальные трудности, с которыми можно столкнуться.

Самописные движки

Имеют смысл для крупных проектов с собственным штатом технических сотрудников, где один может подменить другого, либо если вы пишите движок самостоятельно. Все остальные условия будут достаточно рискованны. Как бы подрядчик не расписывал преимущества данного решения, скорее всего, это делается в коммерческих целях (последующей поддержки вашего проекта). Если для самых распространенных CMS найти человека будет просто, то на редкой системе, а уж тем более самописном решении, вы будете ограничены выбором только своего разработчика. И если он по каким-то причинам будет недоступен, то вам придется пройти сложный путь, чтобы найти того, кто сможет разобраться в чужом коде и согласится это делать.

Бесплатные

Любая open-source программа имеет самое большое преимущество - это бесплатный продукт. Есть документация и большой пул разработчиков, которые делятся опытом с новичками на форумах и персональных сайтах. Именно поэтому движки с открытым кодом имеют такую большую популярность в мировом вебе. Правда, как у всего бесплатного, приходится чем-то жертвовать, например, технической поддержкой. Также благодаря своей популярности и высокой частоты использования, бесплатные CMS чаще подвержены всевозможным атакам, взломам, уязвимостям. Хотя это не мешает миллионам владельцев сайтов выбирать данный вариант. Вы всегда без труда найдете агентство или фрилансера, который сможет доработать web-проект.

Платные

Более качественное решение, нежели бесплатный аналог. Пользователям оказывается поддержка, предоставляются дополнительные возможности, как интеграция с CRM, бухгалтерскими программами, функционалу для email-маркетинга и т.д. Создание и содержание сайта на платном движке обойдется дороже, так как плагины и расширения придется докупать или заказывать у разработчиков (при персональных потребностях), а обновление движка, как правило, происходит за счет продления лицензии.

Для чего создается ресурс?

Первое, что может значительно повлиять на решение о выборе системы управлением сайта - это формат веб-ресурса и цели, которые он решает. Есть профильные CMS-системы, которые созданы именно для интернет-магазинов или, наоборот, больше подходят для блогов и информационных порталов. Правда, с обилием разнообразных шаблонов и плагинов, движки стали более универсальными. И все же различия между ними существуют. Рассмотрим самые популярные направления web-сайтов.

Как выбрать CMS для интернет-магазина

В первую очередь надо обратить внимание на предъявляемый онлайн-магазину функционал. Это должен быть магазин-витрина или многостраничный ресурс с большим каталогом категорий и товаров? Нужна ли система фильтрации, модуль оформления заказа с быстрой регистрацией, автоматический расчет скидок, удобный поиск по сайту, понятное редактирование контента, интеграция с программами 1С и CRM, личный кабинет покупателя с возможностью брони товара, функционал для оплаты и применения промо-кодов.

Среди самых популярных платных решений для интернет-магазинов последние несколько лет считается 1С-Битрикс в редакции «Малый Бизнес» и «Бизнес», которые дают полную интеграцию с другими продуктами 1С. Они быстрые (особенно при размещении на виртуальных серверах), функциональные и очень простые в использовании. За все эти блага приходится платить, зато вы получаете качественный продукт, быстрый сайт, грамотную техническую поддержку, наличие шаблонов, возможности для организации логистики. А найти специалиста по 1С Битрикс будет очень просто. Еще один хороший вариант - NetCat «Business». Среди бесплатных можно обратить внимание на OpenCart и Joomla.

Как выбрать CMS для блога, персонального или информационного портала

Самый популярный движок для блогов, личных сайтов и информационных ресурсов - WordPress. Вслед за ним идет Joomla. Обе системы одинаково хороши, постоянно обновляются и улучшаются. Для них существует множество плагинов и модулей, огромное количество шаблонов на любые тематики (как бесплатных, так и платных). Единственное слабое место - безопасность, к которой нужно относиться с особым вниманием. Также, у Joomla есть небольшая неприятная особенность - она может генерировать лишние ссылки на вашем сайте, что вполне решаемо. Из платных CMS для амбициозных проектов отлично подойдет 1С-Битрикс в редакции «Эксперт», которая создана специально для СМИ, а также обладает возможностью создания сообществ и социальных сетей.

Как выбрать CMS для визитки, корпоративного сайта компании

Если функционал проекта не отличается повышенными требованиями и представляет собой информационный сайт, то такой ресурс может быть реализован на любом платном или бесплатном решении. Из бесплатных - WordPress, Joomla, DLE. Не советовали бы для этих целей: Drupal - не очень удобен в управлении; MODx - тяжелее в понимании и настройках, чем тот же WordPress; CMS-решения для интернет-магазинов, так как в них нет нужды. Из платных вариантов смело подойдут решения: NetCat «Standard» и «Standard+» (если нужен личный кабинет), а также редакция «Corporate»; Amiro.CMS «Визитка» или «Корпоративный»; 1С-Битрикс в редакции «Старт» и «Стандарт».

Как выбрать CMS для проекта, сервиса

Если web-проект находится на начальной стадии или на этапе «прощупывания» идеи, то его можно сделать с использованием наиболее подходящей к целям сайта CMS. Если же проект или сервис имеет предпосылки к большой посещаемости, достаточный спрос, инвестиции, либо собственных web-разработчиков, то лучше с самого начала строить сайт без использования коробочных систем управления. Под крупные проекты с высокой посещаемостью пишут свой функционал, используя разные фреймворки и алгоритмы. Для этого решения есть несколько причин:

  • Чрезмерная нагрузка на движок. При большом количестве посетителей, и высокой вычислительной нагрузке, сайт на CMS будет медленно работать, что совсем неинтересно пользователям.
  • Проектирование. Все движки созданы под примерно заданные архитектуры, даже с учетом специализированных платных версий CMS, трудно создать уникальный продукт. А переработка стандартных проектов под свои нужды займет больше времени и не принесет желаемого результата.
  • Технические ограничения при доработке. По мере роста проекта встанет вопрос о новом функционале и решениях, которые не сможет предложить выбранный движок. Рано или поздно этот момент настанет, когда придется делать выбор: либо писать самостоятельный код сайта с нуля, либо пытаться вносить доработки в код движка (своими силами или с помощью привлечения специалистов) если такая возможность технически осуществима.

Как выбрать CMS для лендинга (landing page)

Посадочные рекламные страницы формата landing page лучше делать без CMS. В случае, если в использовании системы управления контентом все же есть потребность, то есть и решение. Можно использовать для этих целей WordPress с оговоркой, что придется устанавливать немало плагинов, а это так или иначе скажется на времени загрузки страницы. Бесплатные движки Joomla, MODx, DLE также можно приспособить для этих нужд. Из платных аналогов, отлично справится со всеми задачами 1С-Битрикс «Старт» или «Стандарт», который обладает хорошим пакетом инструментов. CMS от NetCat в редакции «Standard» тоже не подведет.

Итог

Мы постарались коротко и объективно рассмотреть процесс выбора CMS для разно целевых сайтов. В данном случае нет единого правильного выбора, ведь у каждого пользователя есть личное восприятие удобства и сложности/простоты работы с любой системой в частности. Поможет только личный опыт, а в случае его отсутствия - четкая оценка нужного русурсу функционала. Если вам интересно услышать субъективное мнение автора статьи, то советом для персонального сайта будет WordPress (простой, бесплатный, удобный), а для интернет-магазина - 1С-Битрикс (востребованный, эффективный, функциональный).